Знайди свого майстра краси

История парфюма: от Древнего Египта до наших дней

Дата оновлення: 13-12-2023

 

По легенде, давным-давно, на заре цивилизации, люди поместили в маленький неприглядный флакончик волшебный эликсир, сотворенный из всех ароматов Вселенной: он пробуждал чувства, будоражил память и вдохновлял душу. Именно так появилось бессмертное дитя великого искусства создания запахов — парфюм. Но как развивалась парфюмерия? Каков ее исторический путь? Давайте узнаем!

  1. Древний Египет
  2. Античность
  3. Средневековье
  4. Ренессанс и барокко
  5. Просвещение
  6. Романтизм
  7. Модернизм
  8. Постмодернизм

 

Древний Египет

Египтяне придавали огромное значение благовониям: жрецы поджигали в курительницах ароматические вещества (древесину, травы, плоды, корни, смолы, лепестки, специи) и многокомпонентные смеси. Ароматным дымом окуривали дома, улицы, дворцы и храмы, чтобы избавиться от злых духов, болезней, бед, голода, умилостивить богов, очистить сознание, привлечь удачу, хорошую погоду или дождь.

Позже предприимчивые жители страны пирамид начали добывать масла из используемых храмовниками аромавеществ: египтяне измельчали растения, добавляли воду и помещали смесь под примитивный каменный пресс. Также практиковалась выжимка, экстракция и мацерация в елее. Масло поднималось на поверхность, его вылавливали специальными приспособлениями и вливали в глиняные или костяные сосуды, исполненные в анималистическом стиле. Благодаря этому из культовой сферы ароматы «перекочевали» в быт.

Представители высшего сословия покупали бальзамы на основе душистых растительных масел мирры, можжевельника, фисташки, жасмина, аниса, перечной мяты, розмарина, шафрана и животного жира. Продукты использовали в качестве гигиенических, лечебных или косметических средств: смазывали раны, добавляли в ванну во время купания, увлажняли кожу или применяли как оригинальные духи. Простолюдины пользовались эссенциями на основе мяты и душицы.

Античность

Завоевания Александра Македонского и создание торговых связей с восточными странами обогатили Древнюю Грецию невиданными ранее пряностями и растениями: мускусом, амброй, жасмином, розой, апельсином, майораном, тимьяном, анисом, корицей, ванилью, имбирем. Из исламских краев был вывезен рецепт приготовления масляных духов с помощью обычной и паровой дистилляции: в кубической емкости под воздействием тепла растения выделяли воду и масла, которые собирались в отдельном резервуаре и затем помещались в расписные флаконы диковинных форм.

Также благодаря данному устройству появились первые жидкие духи (а точнее душистая вода): в аппарат помещали цветки розы, наливали заранее приготовленные масла, жар испарял смесь и ароматный конденсат собирался в особой емкости. Розовой водой кропили одежду, обувь, мебель, жилые, общественные помещения, даже лошадей и домашних животных!

Именно тогда на родине Гомера развился культ тела, красоты, гигиены и здоровья: все чистое было признано прекрасным и возвышенным. Купание превратилось в многочасовой ритуал, где каждому средству и аромату была отведена своя роль: на лицо и грудь наносили пальмовое масло, на волосы эссенцию из майорана и лаванды, а на руки мятный бальзам.

Также в античности были популярны термы бани, в которых омовение холодной, теплой и горячей ароматизированной водой заканчивалось расслабляющим массажем с использованием душистых масел.

Древние римляне, завоевавшие Грецию, переняли у эллинов трепетное (читай: маниакальное) отношение к личной гигиене. Ароматными веществами орошали площади, дворцы, голубей, слуг. Душистые компоненты использовались даже во время погребального обряда: почившего оборачивали в пропитанный фимиамом саван и клали к нему в могилу амфоры, наполненные маслами и душистыми водами, чтобы в иной жизни запахи пробуждали в душе человека образы дорогих ему мест.

Люди считали, что одни запахи отлично расслабляют, другие придают энергию, третьи улучшают сон. Таким образом, римляне стали первооткрывателями теории и практики ароматерапии. Более того, латиняне первыми создали стеклянные флаконы для духов, стали производить парфюмы в виде пудры, а также превратили моноароматы в сложные композиции, смешивая несколько видов растений и пряностей одновременно.

Средневековье

Падение Римской империи в конце 5 века н. э., принятие христианства и гибель языческих обрядов, постоянные набеги варваров на Европу, непрекращающиеся войны способствовали тому, что ни удовольствиям, ни поддержанию личной гигиены, ни, тем более, парфюмерии не осталось места в жизни людей. Темные Века стали эпохой тотальной антисанитарии.

В городах отсутствовал водопровод и канализация: жители оставляли нечистоты на улицах, сбрасывали отходы в канавы, реки, озера. У людей (особенно у женщин) прослеживалась неизгладимая боязнь воды: врачи запрещали купаться в силу зараженности «аквы», а церковники твердили о том, что омовение интимных зон тягчайший грех и верный путь к бесплодию. Представительниц прекрасного пола «религиозники» запугали настолько, что вплоть до 18 века девушки практически не принимали ванну. Например, принцесса Испании, Изабелла Кастильская, мылась всего 2 раза в жизни: при рождении и перед замужеством.

В 11 веке начались крестовые походы, в ходе которых завоевывались новые земли, распространялось христианство и налаживались торговые связи между Западом и Востоком. В этот период была раскрыта тайна приготовления духов, а появление душистых ингредиентов на средневековых рынках сподвигло студентов и алхимиков к синтезированию собственных ароматных жидкостей.

Европейцы, используя эфирные масла и душистые воды, стремились уничтожить неприятные запахи, источаемые телами и одеждой, а также предотвратить заболевания: люди считали, что сильные запахи (например, ароматизированный уксус) обладают дезинфицирующим действием и способны предохранить от чумы. На самом деле стойкие и резкие ароматы лишь отпугивали блох, переносящих болезнь через укусы.

Мужчины и женщины, не имеющие второй половинки, пытались привлечь партнера (а заодно не отпугнуть его «благоуханием» кожи), используя духи на основе натуральных феромонов мускуса и амбры, добытых из желудков китов и половых желез оленей.

Ренессанс и барокко

Благодаря геооткрытиям, вспыхнувшим на заре 14 века, в Западную Европу были завезены новые ингредиенты для приготовления духов: ваниль, какао, табак, перец, сандал, гвоздика, мускатный орех, кардамон, жасмин, ирис, тубероза, горький миндаль, можжевельник.

При Людовике XIV произошла научная революция, позволившая соединять различные моноароматы в целостный букет, например, цветочно-фруктовый.

В 1370 году в итальянском городке Флоренция, в монастыре был создан первый истинный парфюм на спиртовой основе: монахи собирали целебные травы и цветы, смешали их с розовой водой, маслом розмарина, флердоранжа, мяты и добавили к получившейся смеси винный спирт. Изначально продукт был создан в качестве лечебной растирки или микстуры, которую отправили тяжелобольной венгерской королеве, однако через год средство было запатентовано как многокомпонентная туалетная вода под названием Eau de Hongrie, а монастырь превратился в фабрику по производству парфюма под покровительством самого Папы Римского.

В 16 веке испанские перчаточники нашли интересный способ борьбы с неприятным запахом, исходящим от кожаных изделий вследствие несовершенной технологии дубления: они наносили на продукты духи с нотками лаванды, розы, корицы, мускуса, смолы, меда, табака. Так возникли прообразы современных кожаных ароматов.

Парфюмерные флаконы изготавливались из стекла, хрусталя, металла, черного серебра, меди, золота.

Просвещение

В 18 веке люди перешли на более изысканные и галантные ароматы: свежие, легкие и нежные компоненты с отзвуками герани, ириса, жасмина, мелиссы, лемонграсса и цитрусовых.

Также «просвещенные» пересмотрели свое отношение к гигиене: постепенно отступала боязнь перед купанием, поскольку вода больше не загрязнялась отходами благодаря строительству полноценной канализации и водопровода. Люди не заменяли чистоту ароматизацией, парфюм лишь дополнял эффект от принятия ванны. Ароматические средства использовались во время стирки, проведения водных процедур, полоскания рта; ими обрабатывали мебель, веера, парики, бумагу.

В 1709 Фемини и его племянник Фарина создали первый в мире одеколон «Кельнская вода», собрав в единый букет масло винограда, нероли, лаванды, лимона, бергамота, розмарина с добавлением спирта. Этим шедевром парфюмерного искусства был пленен Наполеон: он использовал по 2 флакона средства в день.

При каждом буржуазном дворе был личный парфюмер, который составлял уникальные ароматы для своих покровителей.

В этом же столетии произошло разделение запахов на мужские (мускусные, хвойные, древесные, цитрусовые) и женские (фруктовые и цветочные).

Особой популярностью пользовались серебряные или золотые флаконы в виде порезанного на дольки апельсина, в каждой секции которого хранился отдельный парфюм.

Романтизм

В 19 веке развилась мода на легкие цветочные и древесные ароматы, особой популярностью пользовались нотки пачули и мха. Европейцы стали придерживаться принципа умеренности в использовании духов: наносили парфюм исключительно на одежду, не затрагивая тела.

В 1828 году Пьер Герлен основывает первую компанию по промышленному производству духов Guerlain и разделяет парфюмированную композицию на 3 аккорда: начальные ноты, ноты сердца и шлейфовые ноты; а его сын Эме создает первый унисекс-парфюм Guerlain Jicky.

1882 появление фужерного аромата, содержащего свежие и горьковатые нотки папоротника.

1888 изобретение пульверизатора.

Модернизм

Развитие органической химии на пороге 20 века привело к созданию синтезированных запахов. Например, можно было искусственно воссоздать аромат кожи с помощью хинолина или имитировать запахи моря, горного воздуха, дождя посредством альдегидов, а также создавать такие композиции, которых не существует в природе. Парфюмы подстраивались под запах тела и создавали неповторимое звучание в каждом отдельном случае.

В 1904 году Коти объединил натуральные аромакомпоненты и масла с синтетическими, создавая первую в мире шипровую композицию. Происходит деление ароматов на теплые зимние (с пряностями) и свежие летние (манго, арбуз, лотос, кувшинка, ананас). Открывают множество парфюмерных компаний: Dior, Nina Ricci, Yves Saint Laurent, Elizabeth Arden, Calvin Klein, Chanel.

Постмодернизм

Все наработки и опыт прошлых столетий вылились в грандиозную симфонию парфюмерного искусства 21 века.

Появились многокомпонентные синтетические ароматы, содержащие одновременно до 100 составляющих, максимально приближенные к натуральным. Например, духи с фимиамом благородного рокфора Stick on the Stilton, книги Paper Passion или пунша Demeter Hot Toddy вы вряд ли отличите от запаха настоящих вкусностей. Несравненной гаммой форм поражают современные флаконы, выполненные в виде персонажей мультфильмов, астрологических объектов и других футуристических фигур.

Психологи раскрыли влияние парфюмов на эмоциональную реакцию человека. Маркетологи управляют поведением и выбором людей через аромат, чем воспользовались бизнес-компании: для серии фастфуд-ресторанов «МакДональдс» был разработан уникальный парфюм, который влияет на вкусовые рецепторы и вызывает чувство голода. В фитнес-залах витают ароматы, заряжающие энергией и побуждающие к занятию на тренажерах.

Одно историческое событие сменяло другое, менялись настроения и мировоззрения людей, а вместе с ними преображались и парфюмы: тяжелые годы упадка требовали сильных запахов, а с развитием научной мысли и новейших технологий жизнь становилась проще и веселее, пробудив в людях любовь к нежным, утонченным композициям, творческому созиданию и к головокружительному разнообразию во всем. Таким образом, каждое столетие обладало своим неповторимым ароматом, обусловленным духом времени.


Оцініть статтю:
(Голосів: 1. Рейтинг: 5 з 5)
2171

Последние публикации

0 коментарів