Зміст відкрити
ВИНА, ВИНЫ, ВИНЕ, ВИНУ, ВИНОЙ...
Вина, чувство вины, угрызения совести — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является некий поступок субъекта, который кажется ему причиной негативных для других людей, или даже для самого себя, последствий.
Wikipedia
Чувство вины — похоже на внутренний компас, который подсказывает, что человек сбился с пути, либо предал свои принципы. Эта эмоция может помогать быть более чуткими и внимательными в отношениях с другими людьми. Так же люди склонны чувствовать себя безопасно рядом с человеком, у которого присутствует хорошо заметное чувство вины. Но вина также может сильно осложнить жизнь.
Чувство вины может быть причиной тревожности, недовольства окружающими, миром, неуверенности в себе, недовольства жизнью в целом. Чувство вины может обеспечивать негативное самоопределение, при котором кажется, что поступки, которые совершает человек, сказанные слова, а иногда сам человек, являются причиной бед и неудач других людей, может иметь самые разнообразные проявления.
Где и когда человек учится испытывать чувство вины?
Давайте представим некую семью, где все её члены коммуницируют между собой путём взаимных обвинений. Это может быть прямым текстом:
"Из-за тебя..." или
"Если бы не ты....."
"Ты опять..., и я из-за тебя...", и т. д.
Либо косвенно:
"Мне дают недостаточно внимания, и поэтому я чувствую себя....."
И тот, к кому обращено это послание, может почувствовать себя виноватым.
Чувство неприятное. И с этим надо что-то делать. И тут может быть применён метод взаимного обвинения. Обвиняя другого, вызывая у него чувство вины, может стать чуть легче. Собственное чувство вины становится не таким интенсивным.
Итак, можно представить себе некий пинг-понг, из перебрасывания чувства вины друг на друга. И в такой семье это основной метод коммуникации. Перманентный фон под названием "вина" в пространстве семьи.
Если ребёнок вырастает в такой семье, то его базовое состояние, — это вина. Человек во взрослой жизни воспроизводит всё то, что он впитал в детстве в своей семье, рядом с близкими значимыми людьми, в процессе формирования выводов о себе, о людях и о мире. Вина, как основа.
И тогда, любая ситуация в его жизни, любое его наблюдение, любая оценка текущих процессов может явиться активатором чувства вины. И в этом случае не ситуация воздействует на человека и он чувствует вину, а базовое чувство вины как-бы высвечивает нужные ситуации из событийного ряда. Человек начинает ситуативно испытывать вину более интенсивную, чем привычный фон.
Родители для маленького ребёнка являются оплотом стабильности, безопасности и силы. Родители обеспечивают его выживание. Маленькие дети доверяют родительскому авторитету. Но если ребёнок по какой-то причине либо страдает от поведения родителей, либо родители показывают своим видом, что они не хотят выражать своему ребёнку любовь и одобрение, то у малыша есть два варианта — или с родителями что-то не так, или с ним самим. Поскольку родители обеспечивают выживание, и если с ними что-то не так, то и жизнь самого ребёнка в опасности — эта мысль недопустима. Тогда ребёнок может сделать вывод, что это с ним самим что-то не так и может включиться чувство вины.
Иногда родители добиваются того, чтобы ребёнок почувствовал себя виноватым. И как только это происходит, родители дают понять, что конфликт исчерпан.
Чтобы быть уверенным в стабильности своего существования, ребенок может бессознательно взять на себя вину за то, что что-то пошло не так между ним и его родителями. И тогда может появиться такая линия поведения, когда человек в любых разборах ситуаций, спорах чувствует себя виноватым.
Что же ещё может способствовать установлению перманентного чувства вины?
Например, семьи, где сами взрослые испытывают стыд, как фоновую эмоцию. Убеждение, что с ними что-то не так. Такие взрослые склонны стыдить своего ребёнка. Могут делать это для того, чтобы удовлетворить собственные потребности и ожидания. Манипулируя ребёнком через чувство стыда.
Но стыд и вина ходят парой.
Такой ребёнок тоже может получить фоновое, не прекращающееся чувство вины и ощущение, что с ним что-то не так. Отсюда и происходит народная забава "искать виноватого". И казалось бы, ну что тут такого? Но есть у вины одна особенность — она требует искупления. Искупление может быть в виде наказания. Человек, испытывающий вину на постоянной основе, как фон, также фоново, на подсознательном уровне нуждается в наказании.
Это может проявляться в различных формах.
Если самонаказание, то это может быть и самоедство. Недовольство собой, бесконечная самокритика или лишение себя чего-то. Какой-либо обет, обрекающий себя на какие-то муки. Или помещение себя в какие-то особые, ограничивающие рамки, которые лишают чего-либо.
Также, в качестве самонаказания подсознательные процессы могут включать возникновение различных недугов физического тела. Вариант психосоматики. Пример такого самонаказания мне встретился, когда человек, болеющий псориазом, отказывался от лечения. Говорил, что эта болезнь у него для того, чтобы он что-то осознал. И это страдание, как наказание за что-то, что он ещё не определил. И считал, что ему нужно жить с этим псориазом.
Но может быть и так, что человек, испытывающий постоянную вину, и подсознательно нуждающийся в её искуплении, желает принять наказание извне. То есть, от других людей. Тогда он, не выводя на сознательный уровень, может вести себя так, что люди будут действительно наказывать его различными способами.
Есть и хорошая новость.
Она заключается в том, что психотерапия помогает проработать эту проблему и перестать жить по схеме травмирующего события, оставшегося в бессознательном. Проходя терапию, есть возможность обучиться коммуникации с собственным ребёнком во время воспитательного процесса, которую можно будет вести, не вызывая у ребёнка чувства вины. Ведению конструктивного диалога.
Работа с чувством вины у психолога — коррекция травматического опыта и выводов, связанных с этим опытом. Тех выводов о себе, о людях и о мире, которые обеспечивают негативное самоопределение и чувство вины, связанное с этим.